Театральные практики для работы с человеческим началом в ребенке


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Руководитель Лаборатории театрально-педагогических практик Центра Мейерхольда Татьяна Климова рассказывает о влиянии театральной педагогики на становление личности ребенка и эффективности театральных методик в инклюзивном образовании. 

Роль художественного события в жизни ребенка 

В современном мире ребенок практически лишен возможности учиться выстраивать коммуникации. В кругу семьи, друзей малыш может быть общительным и активным. Но на улице, среди незнакомых ребят, теряется, замыкается в себе. Не получив необходимый разнообразный опыт общения в раннем возрасте, не побывав в напряженных, даже конфликтных ситуациях, впоследствии он не будет знать, как действовать. 

Поэтому задача взрослых — в процессе воспитания специально создавать ситуации, где ребенок вместе с ними получает и переживает опыт, разбирается, «что такое хорошо», и что такое плохо». В этот момент на помощь мамам и папам приходят театр и его «художественное событие».

«Художественное событие — это некоторая ситуация, в которой нам специально помогают так организовать встречу с искусством, чтобы мы открылись ему навстречу и пережили что-то важное вместе. Мы выстраиваем новый орган восприятия — то самое „шестое чувство“, о котором писал еще Гумилев», — говорит Татьяна Климова.

В художественном событии есть три уровня восприятия, которые помогают ребенку пережить новый опыт:

  • чувственная ткань — это все то, что мы осязаем, видим, чувствуем. Например, в театре мы сидим на мягком бархатном стуле, нам в лицо светят яркие лампы, мы чувствуем себя спокойно и комфортно.
  • уровень значения — мы пытаемся дать название тому «дразнящему чувству», которое только что пережили в результате некоего воздействия искусства. 
  • личностный смысл — это наша личная позиция в отношении уже названного пережитого опыта. 

Театр и кризисы взросления

«По мере взросления ребенок переживает несколько качественных скачков, сравнимых с превращением гусеницы в куколку, а куколки — в бабочку. Эта метафора прекрасно отображает болезненность и кардинальность перемен, ведь каждая фаза предполагает коренной разрыв с прошлым». 

В определенном возрасте человек разочаровывается в части усвоенных им ранее моделей поведения, ему становится тесно и дискомфортно в обозначенных для него рамках. Такие критические моменты принято называть кризисами. Они требуют «замедлиться», переосмыслить взгляд на мир. 

Подобные ситуации мы видим и на сцене театра: герой разрывает прежние сковывающие связи, прощается с прошлым. Этот пример он подает зрителю, чтобы тот умерил автоматизм восприятия, научился слышать себя и окружающих. Через игру, свободу и моделирование зритель приходит к верному решению. 

На помощь ребенку при таких культурных метаморфозах приходит режиссура образовательной среды. Вместе с инструментами театральной педагогики она становится мощнейшим помощником в организации процесса развития ребенка.

Художественное событие как элемент урока в школе 

Непосредственное поле деятельности художественного события и его инструменты — это такие предметы, как МХК (мировая художественная культура), ИЗО (изобразительное искусство), музыка и искусство. 

Но и на других уроках можно:

  • опираться на явления искусства и обращаться к ним;
  • применять методики создания художественного пространства в процессе диалога с учеником. 

В современном школьном образовании парадигма «знания, умения, навыки» отходит на второй план. По данным ФГОС, главное достижение образования — это не предметные компетенции, а личностные результаты, не подлежащие оцениванию. Получается, что основная задача педагога — помочь ученику получить новый опыт и раскрыться. 

Благодаря театральной педагогике, учитель развивает в ребенке личностные качества, создавая на уроке ситуации, где детям позволено выбирать. Будь это выбор партнера для выполнения задания или текста для разбора. Урок превращается в цепочку выборов, а школьники развивают в себе способность принимать решения, нести за них ответственность, отстаивать свое мнение. 

Три важных фактора, которые помогут театральной педагогике глубже проникнуть в общее образование и укорениться там:

  1. Информирование

Необходимо как можно активнее рассказывать о театральной педагогике и ее возможностях. Интервью, записи подкастов, выпуск статей — все это помогает как можно большему числу людей узнать о данной практике. 

  1. Командная работа

На всех этапах внедрения театральной педагогики в процесс школьного образования важна поддержка руководителя и всего коллектива педагогов. 

  1. Разрушение мифов

В сознании многих педагогов, родителей существует неверное представление о театральной педагогике как о примитивном разыгрывании сценок, рисовании на уроках и постановке спектаклей на 23 февраля и 8 марта. На самом деле это куда более глубокий инструмент, который позволяет детям пережить ситуации и приобрести опыт, отличный от их собственного, и лучше понять жизнь.

Возможности театра в работе с детьми

Беби-театры

Если мы вернемся в театральную культуру прошлого века, то увидим, что знакомить ребенка с театром было принято с трех, а лучше — с пяти-шести лет. До этого возраста фантазия и воображение малыша находились в руках родителей, разыгрывающих с ним потешки, поющих колыбельные и прибаутки, рассказывающих сказки. Сейчас же социокультурные условия изменились, появились гаджеты, и вот уже дети не поют и смеются вместе с родителями, а смотрят в экраны телефонов. 

Беби-театры, куда приводят детей от полугода до двух лет, возникли на контрасте с медиа-культурой. Их работа направлена на восполнение тех сфер, которые проседают при воспитании ребенка в современном мире. С одной стороны, в основе спектаклей лежит игра и развлечение — то, что нужно ребенку для развития фантазии. С другой стороны, все это происходит во взаимодействии с родителем, а значит, работает на укрепление доверия между малышом и мамой с папой.  

Театр для «трудных» подростков 

«Трудными» принято называть детей, которые не вписываются в общепринятые узкие рамки. Таким ребятам театр очень помогает. Ведь в нем создается пространство возможностей, чтобы проявить себя в полной мере. Имея опыт «неуспешности» в социальном пространстве — плохое поведение, неуспеваемость, невнимательность, — дети получают шанс обрести успех в театре. Это позволяет им почувствовать себя значимыми и перенести это ощущение в свою социальную жизнь. Ребенок, наконец, перестает бороться с собой, он учится принимать и понимать себя.

Театр и инклюзивное образование 

Здесь снова стоит сказать о совместности переживания опыта в театре. В работе с детьми с особенностями развития это особенно важно. Активное применение соучастия помогает детям, у которых есть ограничения, снять их, работая с теми, у кого ограничений нет. 

В результате такого партнерства происходит обмен опытом. Таким образом, то, что в обычной жизни общество называет дефицитом, в театре становится ресурсом. 

«Стоит понимать, что просмотр инклюзивных спектаклей — это не акт милосердия со стороны зрителя. Это возможность взглянуть на то, как мы можем восполнять наши ресурсы и наши пробелы», — подчеркивает эксперт. 

 


Материалы по теме:


Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
Эстетическое воспитание Театральная педагогика