QR-квест для первоклассников: образовательное событие, которое превратит детей в союзников учителя


Фотография: Pixabay / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Ирина Крюкова, педагог начальных классов ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют» придумала для своих учеников необычную проверку знаний — QR-квест. Свое образовательное событие она представила на конкурсе Вклад Учителя. Проводить его выпало Анне Здоровой — учителю начальных классов из Школы Леонова (Иркутск). Квест настолько понравился детям, что его стали устраивать регулярно. О том, как организовать такое событие и чем оно полезно, рассказываем вместе с учителями.

Как устроен QR-квест

QR-квест — это интерактивная игра, в которой подсказки и загадки зашифрованы в QR-кодах. Участники перемещаются от станции к станции, сканируют коды, чтобы получить задание — текст или ссылку на сайт с упражнениями — выполняют его и отправляют учителю ответ в виде QR-кода.

Благодаря тому, что стандартную механику квеста дополняют современные технологии, младшеклассники больше вовлекаются в образовательную игру.

Участвуют в QR-квесте четыре команды учеников, обычно — первоклассники. По шесть-семь человек в каждой. В группе есть капитан — ребенок, у которого есть гаджет и приложение, которое считывает и создает QR-коды. Организуют игру ученики старшей или средней школы. Им это засчитывается как мероприятие по курсу проектной деятельности. Ирина Крюкова привлекала для этого ребят из 9–11 классов, а Анна Здорова — четвероклассников.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Проводят квест в один день в течение 3 часов, в здании школы или на улице. Организаторы заранее определяют пять точек расположения QR-кодов — станций, которые будут задавать маршрут. Они соответствуют предметам школьной программы. Путь игроков начинается и заканчивается на одной и той же станции. Дети перемещаются по заданному маршруту и на каждой его точке выполняют по одному заданию. По задумке Ирины Крюковой, на каждое из них отводится от 5 до 10 минут, но чтобы первоклассникам не стало скучно, для них подобрали более короткие задания, на выполнение которых уходит 3–5 минут. За правильные ответы они получают баллы.

Если задача квеста — проверить, насколько дети усвоили программу за год, то при подведении итогов команды распределяют по уровню освоения материала: средний, высокий, продвинутый.

Задания для квеста придумывают организаторы — ученики средней или старшей школы. Они самостоятельно подбирают их в интернете, ориентируясь на программу первоклассников, передают учителю, и уже он составляет финальный набор для каждой станции.

Анна Здорова:

«Задания четвероклассники создавали в LearningApps. Они выбирали интересные темы и создавали по ним интерактивные задания. Например, карточки, лабиринты, загадки, стихи. Некоторые задания дети придумывали самостоятельно. Например, они не стали искать упражнения по музыке в интернете, а решили показать первоклассникам отрывки из музыкальных произведений, а те угадывали названия».

Все участники получают памятные дипломы. В Школе Леонова команде, которая показала наиболее глубокий уровень, подарили блокноты и ручки. Организаторы-четвероклассники за работу получили зачет по курсу «Проектная деятельность», а также дополнительные баллы «леонтики» — это игровая валюта школы. В течение года дети получают «леонтики» за специальные достижения, а потом на аукционе могут приобрести на них канцтовары, спортивные принадлежности или игрушки. А еще родители подготовили для всех сладкие подарки. 

Как организовать QR-квест

За три недели до образовательного события лидер проекта, учитель, готовит методическую записку о том, как проводить квест. После он собирает рабочее совещание по подготовке.  В нем участвуют ученики-организаторы. На этом совещании они:

а) распределяют роли:

  • кто готовит и оповещает всех участников QR-квеста; 
  • кто генерирует QR-коды, разрабатывает маршрутные листы для команд, распечатывает и ламинирует карточки с QR-кодами;
  • кто  покупает призы и дипломы;
  • кто готовит помещения для квеста; 

б) составляют планы по подготовке;

в) определяют необходимые ресурсы.

Следующие три недели рабочие группы собираются по мере необходимости. В день квеста они встречаются, готовят площадку и проводят игру и награждение.

Подготовить событие можно и быстрее. У Анны Здоровой на это ушло всего пять дней. Три на самостоятельную работу четвероклассников, когда они выбирали задания. Один — на финальный отбор учителем, зашифровку заданий на сайте и распечатку QR-кодов. На четвертый день организаторы подготовили помещение, а на пятый уже провели квест. 

На следующий день после образовательного события педагог организует рефлексию: ученики дают обратную связь о том, насколько им понравилась игра. В первых классах Анна Здорова проводила рефлексию устно — заполнять анкету или письменно отвечать на вопросы детям было еще сложно. Для четвероклассников-организаторов учитель создала QR-код, который вел на гугл-форму с вопросами для рефлексии. Отвечали на них дети анонимно. 

Рефлексия показала, что большинству первоклассников проходить квест было и интересно, и достаточно сложно. Но оттого, что они работали в группе, получилось выполнить задания. В опросе больше 80 процентов четвероклассников захотели провести квест еще раз, а 90 процентов — поучаствовать в нем сами.

Чем полезен QR-квест

Квест помогает проверить и закрепить материал в увлекательном формате. На уроках первоклассникам не разрешают использовать мобильные телефоны, и когда у них появляется возможность применять их в учебе, это повышает их интерес.

Выполняя задания, дети отрабатывают вычислительные навыки, навыки решения задач, совершенствуют логическое мышление. Если задания предполагают физическую активность, то и меткость, ловкость, выносливость.

Пример задания на физическую активность:

Отправляйтесь в спортзал. Каждый человек из вашей команды должен забросить мяч в баскетбольное кольцо. У каждого из вас есть три попытки. Сосчитайте общее количество заброшенных мячей. А теперь разделите полученное число на количество членов команды. Если полученное число меньше или равно 1, отсканируйте QR-код № 1, Если число больше 1 или равно 2, отсканируйте QR-код № 2. Если число больше 2 или равно 3, отсканируйте QR-код № 3.

Кроме того, во время квеста первоклассники учатся сотрудничать друг с другом в малых группах и взаимодействовать со старшеклассниками. 

Анна Здорова:

Первоклашки стали меньше бояться четвероклассников. Им стало легче с ними общаться. А четвероклассники стали легче откликаться на мои просьбы: охотнее помогают на мероприятиях, чаще стали сами проявлять инициативу. Например, недавно они помогали делать выпускной для дошкольного отделения: оформляли для малышей сцену. Ребята стали для меня именно помощникам, а не исполнителями, которыми приходится руководить. 

Формат квеста настолько понравился детям, что в Школе Леонова его стали проводить регулярно и для других классов тоже. Например, для четвероклассников он прошел в формате ВПР.  Дети ходили по станциям уже не в группах, а по-одному и по QR-кодам решали задания из ВПР. В конце квеста они подсчитывали свои баллы и было видно, сдал ребенок экзамен или нет.

Партнерский материал

Молодым учителям Администраторам