В дискуссиях, ведущихся по поводу перманентных реформ образования в России, все чаще раздаются реплики о том, что нужно отказаться от вариативности, вернуть единые по всей стране учебники, единую государственную учебную программу, все как было в СССР. Может быть, даже раньше — при царе, в XIX веке!
Якобы в СССР было лучшее в мире образование…
На этом мифе стоит остановиться. Его придумал и запустил президент США Джон Кеннеди, когда пытался в 1961 году объяснить успехи СССР в освоении космоса. Буквально он сказал: «Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». Парадоксально, но факт: этот миф, запущенный американцем, ныне находится на вооружении у самых, что ни на есть патриотов, ненавидящих все американское!
Однако, практически никто не понимает того простого факта, что школьное образование не может воздействовать на технологическое развитие страны немедленно. Школьники должны окончить школу, получить вузовское образование, начать работать и сделать определенную карьеру, занять командные посты в экономике, чтобы их школьное образование как-то проявилось в практических успехах.
Элементарный подсчет показывает, что космические успехи СССР были обусловлены специалистами, чей возраст составлял в 1961 году около 50-55 лет, т. е. это были выросшие дети, начавшие обучение еще во время гражданской войны 1917–1922 годов, т. е. они учились в школе в 1920–1930 годах, КОГДА СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ (в современном смысле этого слова) НЕ БЫЛО. В те годы наркомом просвещения был А. В. Луначарский, а в школе использовались разные экспериментальные методы обучения: не было уроков и расписания, не использовалась классно-урочная система обучения, зато применялся метод Дьюи (проектов) и бригадная организация, не было единых учебников и программ… Обучение было полностью вариативным!
Единые учебники и расписание стали вводиться с 1934 года, когда Луначарского на посту наркома просвещения сменил Андрей Бубнов, партийный деятель, долгие годы занимавший должность начальника Политуправления Красной Армии. Вот тогда-то и начала формироваться СОВЕТСКАЯ ШКОЛА в современном понимании.
И именно эта, «постреволюционная, но досоветская» школа обеспечила победу СССР над США в освоении космоса. А советская школа, которая стабилизировалась уже после Великой отечественной войны в 1950-е годы — дала стране поколения брежневского застоя. Но как пела одна известная певица той эпохи: «Эта песня не о нем…»
Школьное образование в Казахстане
Расскажу об экспериментальном пилотажном мини исследовании, которое я предпринял в течение последних двух лет.
Сидя в России и совершая поездки в Европу и США, мы очень любим сопоставлять наше образование с образованием в европейских странах, особенно, Финляндии, в США, Нидерландах, Германии и т. д. Надо сказать, что нам и не снилась пока такая вариативность образования, которая имеется в этих странах, возможность выбирать школы разного типа. Но мы склонны забывать об опыте тех государств, которые когда-то, не так давно, входили вместе с нами в СССР, и с которыми мы стартовали в социальном развитии в 90-е годы примерно с одной стартовой черты.
Мне удалось провести исследования (многочисленные интервью и наблюдения, фокус-группы и мозговые штурмы) среди родителей школьников и педагогов в Казахстана (гг. Астана, Алматы, Атырау).
И вот что оказалось. Среднее образование Казахстана сохраняет множество черт образования СССР. Существует единственный тип (государственных) школ, в них обучение ведется по единой государственной программе. Запрещены всякие экстернаты (кроме как для детей-инвалидов) и семейное обучение. Ситуация, когда родители оставляют детей дома и не водят его в школу, — подпадает под уголовный кодекс.
И что же? Все счастливы, все довольны этим советским по духу и букве образованием?
Ничуть не бывало! Более 50% семей школьников недовольны безальтернативной школой и хотели бы, чтобы существовали альтернативные способы образования детей.
Существует и своеобразный ЕГЭ — ЕНТ, единое национальное тестирование. Проводится сразу по 5 предметам (казахский, русский, математика, история Казахстана, пятый предмет по выбору, он и определяет будущую профессию) в один день по 25 вопросов за 3,5 часа. Как видим, российский ЕГЭ — еще не предел абсурда. Поэтому на территории Казахстана (и других стран СНГ) в июне открываются пункты сдачи РОССИЙСКОГО ЕГЭ, которые позволяют детям поступить в российские вузы. Потому что, как вы понимаете, многие жители Казахстана недовольны и казахскими вузами тоже.
Кстати, чтобы оторвать казахских детей от российского образования президент Казахстана Н. Назарбаев запустил реформу письменности в Казахстане. С привычной всем кириллицы в ближайшие годы произойдет переход на латиницу со всеми вытекающими последствиями: писать и читать на кириллице, издавать книги на русском языке или переводы с русского на казахский здесь станет намного труднее.
Однако пока что несколько тысяч семей Астаны и Алматы втихую, не афишируя это, не водят детей в школы, закрепив детей за российскими школами для дистанционного образования.
Одна из семей пару лет назад заявила о своем несогласии с безальтернативной школой в СМИ и сразу стала героем многочисленных телепередач типа «Путь говорят»… Однако, против родителей было возбуждено уголовное дело, и семья эмигрировала в неизвестную страну.
Появляются и альтернативные школы, в том числе — вальдорфские школы и школы Монтессори. Однако пролицензировать их, придать им официальный статус в настоящее время — невозможно. Нормативной базой не предусмотрены ни такой статус, ни процедуры лицензирования.
Недавно (в прошлом году) был назначен новый министр образования Республики Казахстан — Ерлан Сагадиев, по слухам, очень компетентный и инновационный профессионал сферы образования, лично занимавшийся созданием 2-х вузов Казахстана (нам, россиянам, остается только позавидовать!). С ним связываются ожидания решения проблемы безальтернативной школы.
Что же делать?
Напрашиваются всего 3 гипотезы, почему и россияне, и граждане Казахстана недовольны школой, и, соответственно, 3 варианта решения этой проблем:
- Школа в значительной степени остается советской со всеми атрибутами «советскости», и именно это вызывает недовольство родителей. Нужно продолжить реформы, уходя от советской эпохи и нащупывая модель, адекватную современному состоянию общества и условиям.
- В советскую эпоху многие родители сами не имели высшего образования и не могли критиковать школу. Учителя в обществе имели более высокий статус, чем большинство родителей школьников. Те, кто имели высшее образование, — были более лояльными к школе. Сейчас же большинство родителей имеют высшее образование и нелояльны к школе и государственной политике в образовательной сфере. Учителя по социальному статусу ниже большинства в обществе. Поэтому недовольство школой совершенно естественно, и не нужно обращать на него внимания. Разве что статус учителя в обществе нужно повышать.
- Знания, образование, даваемые в школе (как России, так и Казахстана) являются теоретическими, и не востребованы в практической деятельности. Ведь характер и традиции российской и казахской школы вытекают из цели школы советской — массовая подготовка кадров для оборонной промышленности и науки, которые в своей основной массе приказали долго жить в 90-е годы. Нужно полностью переосмысливать содержание образования, ЧТО должен знать и уметь каждый член общества. И КОМУ он это ДОЛЖЕН. Совершенствовать программу обучения и учебники, а также подготовку учителей. В принципе, это тоталитарная (авторитарная) постановка вопроса. А гуманистический подход состоит в том, чтобы развивать и реализовывать потенциал, заложенный в каждого ребенка.
Совсем в духе вариативного образования приглашаем читателя выбрать вариант, который нравится ему больше.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться