Как смотреть и обсуждать кино в школе

Педсовет
Фотографии: Pixabay / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Кандидат педагогических наук Ирина Челышева рассказывает о приемах кинопедагогики, которые помогают развивать критическое мышление и саморефлексию у школьников.

Какой бы фильм вы ни выбрали для просмотра в классе, работа с ним всегда состоит из трех этапов.

Подготовка: учитель говорит вступительное слово, рассказывает детям о фильме и режиссере. Полезно заранее задать какие-то вопросы или отметить моменты, на которые нужно будет обратить внимание при просмотре. Это называется «установкой на восприятие».

Сам просмотр. Смотреть кино в классе можно по-разному. Необязательно показывать фильм целиком — достаточно выбрать только ключевые эпизоды или отдельные фрагменты, которые касаются конкретной учебной темы. 

Важно, чтобы на этом этапе дети обменялись первыми впечатлениями от фильма. Это еще не полноценная рефлексия, но такой обмен поможет учителю в дальнейшем поделить детей для работы в малых группах.

Рефлексия. Эту часть работы лучше проводить в малых группах, по три-четыре человека. 

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Схема разбора фильма/его эпизода может быть такой:

  1. Пересказ и обобщение. 

Дети своими словами пересказывают содержание фильма/эпизода, обобщают его и выделяют главное (поверьте, это не так просто).

  1. Постановка вопросов. 

Тут ученики действуют при помощи учителя, стараются сформулировать, какие проблемы, конфликты, спорные моменты есть в фильме.  

  1. Обсуждение ключевых эпизодов. 

Если времени мало, разделите эпизоды между группами, чтобы в конце урока каждая представила другим ребятам свой эпизод и объяснила, почему он ключевой и почему без него фильм не будет восприниматься полноценно.

Кроме того, на этом этапе можно использовать метод анализа акцентов:

  • выделить ключевые моменты фильма; 
  • выделить акценты: на что лично я больше всего обратил внимание;
  • проанализировать: почему я обратил внимание именно на это? Что именно привлекло мое внимание.

Можно попросить, чтобы каждый ученик заполнил эту таблицу, а потом все обсудили результаты в группах. Этот метод помогает развивать критическое мышление и выстраивать причинно-следственные связи.

  1. Задание для закрепления пройденного.

Подходящее письменное задание — «Двойной дневник». Лист бумаги делится на две части. Слева ребенок записывает свои первые впечатления от просмотра (часто поначалу это просто пересказ увиденного, вроде «Мне фильм понравился, в нем рассказывается о…»).  Справа записываются вопросы и комментарии, которые помогут ребенку более глубоко проанализировать увиденное. Например: 

  • Какие мысли вызвала та или иная сцена? 
  • Какой вопрос возник в связи с ней?
  • Каково ваше отношение к главному или второстепенному герою? Почему?
  • В чем состоит замысел фильма? 

В качестве письменного задания можно устроить «Битву кинокритиков»: ребятам нужно написать рецензию или эссе на фильм и потом сравнить его с профессиональной рецензией. Необходимо отметить, какие особенности фильма не увидели школьники, — или, может быть, наоборот, не заметил профессиональный кинокритик.

А вот примеры устных заданий, которые можно дать классу во время разбора фильма:

  • Стоп-кадр

Ставим фильм на «стоп» на определенном кадре (как вариант — просто показываем кадр вне просмотра фильма) и просим ребят рассказать: 1) о чем этот фильм; 2) какой это жанр — комедия, драма и т. д. 3) кто по главный герой, а кто второстепенный и т. д. 

  • «Озвучка» 

Просим детей озвучить фрагмент фильма. На это задание всегда прекрасно откликаются и дети, и взрослые.

  • Поменяй кадры местами. 

Этот прием подходит для массовых фильмов. В его основе принцип: любое произведение массовой культуры, как бы вы ни переставляли местами эпизоды, всегда придет к хеппи-энду. Даже если поменять местами ключевые эпизоды и кадры из фильма, у него все равно будет счастливый финал.  

  • Начало и конец. 

Показываем ученикам первые и последние кадры фильма и просим их угадать, что происходило между ними. Это отличное задание для сторителлинга. Как вариант — просим ребят предположить, что будет с персонажами в следующем эпизоде (если они его не смотрели) или по окончании действия фильма. Как показывает практика, дети, работающие в малых группах, часто придумывают истории, максимально близкие к тому, что мы потом видим на экране.

  • Ловушки для зрителя. 

Это задание на выявление скрытых приемов, с помощью которых кино манипулирует зрителем. Например, латентной рекламы, а также всевозможных звуковых, музыкальных и визуальных средств.

  • Жанровый перевертыш.

Предлагаем детям фильм, к примеру, романтического жанра и просим сделать из него комедию. Это похоже на всем известную игра, в которой нужно рассказать в разных жанрах сказку «Красная Шапочка».

  • Игра в имитацию.

Театрализованная постановки по мотивам фрагмента из фильма.  

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться
Альтернативное образование