«Что? Где? Когда?» в школе: инструкция по подготовке


Фото: Depositphotos. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

С первого выпуска в 1975 году ЧГК продолжает завоевывать сердца телезрителей и интеллектуалов. Игра превратилась в профессиональный спорт и даже в барное развлечение. Все потому, что она увлекательна и полезна: прокачивает креативность, командную работу, умение слышать других, управлять временем. Это универсальный способ развить мягкие навыки, который прижился и в образовании. Как организовать игру в школе, Педсовету рассказал учитель истории и обществознания школы «Феникс» Дмитрий Поносов

В прошлом году мы в «Фениксе» впервые провели игру «Что? Где? Когда?» для учеников девятых, десятых и одиннадцатых классов. Тогда участвовали четыре команды по 6 человек: две команды 10-х классов и по одной — из учеников 9-х и 11-х.

Ребятам так понравилось, что мы решили повторить. Но теперь им хотелось не состязаться между собой, а соревноваться с учениками других школ в онлайн-формате. Мы приняли вызов и за одну неделю смогли все подготовить. 

Проанализировав наш опыт, делюсь краткой инструкцией, как провести подобную интеллектуальную игру у себя в школе.

Этап 1. Собрать команду организаторов

В нашем случае в подготовке игры участвовали четыре человека:

  1. Продюсер. 

Это человек, который контролировал все процессы: разработку вопросов, подготовку зала и техники. Он связывался с представителями других школ, которые участвовали в игре, закупал призы для команд-участников. У нас это были интеллектуальные настольные игры.

  1. Редактор.

Занимался визуальным оформлением заданий. Их мы выводили на экран в презентации. Еще редактор готовил гугл-формы, куда команды вносили свои ответы.

  1. Технический специалист.

Этот человек отвечал за работу компьютеров и приложений, показ презентаций, стабильность интернет-соединения. 

Мы играли онлайн, поэтому такой же специалист был в каждой школе-партнере — чтобы обеспечивать техническую связь и создавать единое игровое пространство.

Он же вел трансляцию игры с широкоформатной веб-камеры.  

  1. Ведущий.

«Лицо» и «душа» игры: он озвучивал регламент, подбадривал участников, снижал напряжение от игры удачной шуткой. Ему понадобится качественный микрофон или «петличка», чтобы всем было хорошо слышно.

Этап 2. Придумать тему и форматы заданий

Мы решили приурочить событие к 14 февраля, поэтому темой стала любовь во всех ее проявлениях.

В нашей команде у каждого была своя зона ответственности, но задания подбирали все вместе. Часть мы позаимствовали из телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Остальное взяли из подборок занимательных задач из интернета. Например, из базы вопросов ЧГК.

После мы провели «мозговой штурм», обсудили все задания и коллективно выбрали самые удачные. Всего было три вида вопросов:

  1. Традиционные вопросы, как в игре «Что? Где? Когда?».

  1. «Пентагон».

Пять вопросов, где ответ на каждый — одно и то же слово. Первые вопрос — самый сложный, последний — самый простой. Задаются их очереди. Чем быстрее команда дает правильный ответ, тем больше баллов получает.

Пример:

Назовите исторического деятеля.

1) Соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощренно отомстил за гибель близкого человека;

2) Именно этот человек провел первую в истории России налоговую реформу, установив их размеры дани и места сборов;

3) Этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии;

4) Этот правитель управлял государством от имени своего малолетнего сына;

5) Это первый факт в истории России, когда на престоле сидела женщина.

Ответ: Княгиня Ольга

  1. Интерактивная викторина (типа Kahoot!)

Ведущий озвучивает вопросы, а команды дают ответы, заполняя заранее подготовленную гугл-форму.

Так как задания придумывала наша школа, то если бы команда «Феникса» выиграла, все остальные участники могли усомниться в честности победы. На будущее мы договорились, чтобы все школы-участники разрабатывали задания для игры, для разных ее этапов. 

Этап 3. Найти единомышленников

Мы готовили викторину во время конкурса «Вклад учителя». Поэтому просто разместили приглашение поучаствовать в чате сообщества. В итоге в игре приняли участие три школы: 

  • «Феникс» (г. Москва); 
  • школа имени А. М. Горчакова (г. Санкт-Петербург); 
  • школа-интернат «Абсолют» (г. Серпухов). 

Мы пригласили поиграть не только школьников, но и учителей. Нашу школу представляли две команды — детская и взрослая. В итоге учителя «Феникса» заняли почетное третье место — подвели музыкальные вопросы про современные молодежные хиты. А победителем стала команда школы имени А. М. Горчакова (г. Санкт-Петербург). 


Дмитрий Поносов и участники школьной игры "Что? Где? Когда?"

Но наша цель была не определить самого умного участника или самую сильную команду, а научить детей мозговому штурму и командной работе. 

Этап 4. Подготовить людей и технику

Игра проходит онлайн, поэтому понадобится найти и настроить аппаратуру, которая даст качественную трансляцию. У нас был такой набор техники:

  • Компьютер с проектором.
    Для тех, кто находится в зале. Параллельно презентацию транслировали в ZOOM: работу ведущего сопровождал технический специалист. Если компьютер для трансляции и демонстрации в зале один и тот же, то он должен быть достаточно мощным, справиться с такой нагрузкой. Желательно подключить его к выделенной интернет-линии, а не к Wi-Fi, который подвел нас в один из ответственных моментов.
  • Ноутбуки.
    На каждом игровом столе.
  • Веб-камера.
    Или качественная видеокамера, которая сделает прямую трансляцию более профессиональной. Например, оператор сможет снимать ведущего с близкого ракурса или фокусироваться на экране, где показан вопрос.
  • Хороший микрофон или петличка для ведущего.
    У нас звук шел через веб-камеру. На прогоне все было хорошо, но когда в зале оказались команды, которые говорили, спорили, кашляли и т. д., возникло много шумов. Участники из других школ часто напрягались и не сразу понимали вопрос.

В следующем учебном году мы собираемся провести осенние и зимние игры. Надеемся привлечь команды из других частных школ, и школ-финалистов конкурса «Вклад учителя». А чтобы ЧКГ стала настоящим событием, на этот раз каждому придется стать не просто соучастником игры, а ее соорганизатором.


Материалы по теме:

Партнерский материал

Полезный досуг